Венецианская штукатурка

Cостав и техника нанесения "венецианской штукатурки" или "stucco veneziano" были изобретены еще во времена Древнего Рима, когда мрамор был самым доступным строительным материалом. Он пилился, обтесывался, полировался, в результате чего оставалось большое количество отходов мраморной пыли. Кто-то придумал пустить эти отходы в дело. Так был создан бесшовный тонкослойный мрамор. Новый материал удивлял прекрасными отделочными возможностями и своей технологичностью. Наносился он тоже непросто, но делать это было легче, чем заниматься обтесыванием, полировкой и перетаскиванием полированных глыб. Помимо этого, некоторые поверхности выложить мрамором было невозможно, а тонкослойной штукатуркой удавалось. Материал оказался очень стойким к воздействиям влаги и температуры. Наверное, именно это его свойство позволило ему, спустя тысячелетия, в эпоху Возрождения, получить в Венеции особое признание.

Технология, в ходе которой получается венецианская штукатурка, сохранилась полностью до нашего времени. Пропорции могут меняться, но главные компоненты остались неизменными. Это пыль - гранитная, мраморная, известковая, малахитовая, ониксовая, кварцевая и других сортов ценных камней. Очень важен уровень помола - чем более мелкой будет пыль, тем более тонким получится рисунок, а чем пыль крупнее – тем больше рисунок напоминает фактуру тесаного камня. Вторым компонентом является связующее вещество. Его роль, в традиционных "венецианках", исполняет гашеная известь. Смешивание этих компонентов образует густую смесь сметанообразной консистенции - собственно штукатурку. Третий компонент - пигменты. Исторически применялись исключительно растительные красители, теперь используют и неорганические. Отличить их практически невозможно. Существует мнение, что синтетические красители более технологичны, образуя более эластичное и не трескающееся покрытие. Однако, как считают специалисты, только подлинная венецианская штукатурка может передать оптические свойства натурального мрамора – его глубинное свечение, неповторимый блеск, на фоне которых просматривается причудливая вязь прожилок.

Классическая венецианская штукатурка имеет довольно сложную технику нанесения. Для исключения трещин ее наносят лишь на хорошо подготовленное основание. Поверхность укрепляется для большей прочности крупноячеистой или мелкоячеистой сеткой, затем наносится эластичная шпатлевка. Далее поверхность грунтуют грунтом глубокого проникновения, обеспечивающего сцепляемость штукатурки и основания. Основание должно стать максимально гладким, неабсорбирующим и однотонным. При плохой подготовке основания поверхность может покрыться трещинами.

По окончании подготовки приступают к самому главному. Технология заключается в создании нескольких тонких слоев покрытия, в виде хаотически расположенных пятен основного материала. Главное - добиться изменения тона в пятне (цветовой растяжки). Сочетание таких пятен с их слоями и образует иллюзию глубины рисунка, как у природного материала. Покрытие состоит из 2 -10 полупрозрачных слоев. При большем количестве слоев заметнее свечение штукатурки. При таком глубинном свечении создается подобие полированного мрамора. Техника нанесения также предполагает ручное заглаживание каждого слоя шпателем или теркой до получения ровной и глянцевой поверхности. Весь многослойный "сандвич", в состав которого входят мраморная пыль, связующее и красители прессуется до толщины около одного миллиметра. Под воздействием тепла, образуемого трением инструмента и материала, происходит полимеризация - поверхность покрывается прочной тонкой корочкой, блестящей или матовой (это зависит от состава, используемого при изготовлении покрытия).

От штукатура требуется мастерство художника. Мазки наносятся несимметрично, постепенно. Создавая первый слой, мастер уже должен иметь представление о конечном результате. Традиционное покрытие обычно делается в одном цвете, но возможны и любые другие колористические решения в виде контрастных оттенков, геометрических узоров, эффекта "полета бабочки и другие варианты. Некоторые техники, типа классической фресковой росписи, могут выполняться только профессиональными художниками. Венецианская штукатурка дает возможность современным дизайнерам и художникам использовать технику фрески для создания декоративных панно - подлинных произведений искусства. Роспись производится на влажном последнем слое специальными пигментами, проникающими в ранее нанесенные слои. Поэтому такая роспись не выгорает и не стирается, приобретая все свойства покрытия.

Высохшая стена покрывается натуральным пчелиным воском, дающим ощущение оптической иллюзии, усиливающим блеск покрытия и его влагостойкость. Венецианская штукатурка успешно применяется в бассейнах и ванных комнатах. Существует венецианская штукатурка, на которую воск наносить не требуется: все компоненты в ней уже содержатся.

Венецианская штукатурка наносится на любую крепкую поверхность. Покрытие твердое, со временем становящееся еще тверже. Несовместима венецианская штукатурка только с металлом и деревом - неизбежны трещины.